Туристическое
страноведение

Туристская характеристика Вологодской области

Рельеф | Воды | Климат | Природные зоны, растительность | Животный мир | История | Народонаселение | Народное творчество | Искусство | Экономика, инвестиционный климат | Туризм | Инфраструктура туризма | Администрация области, программы развития туризма

3. Народонаселение

Численность населения Вологодской области - 1349,9 тыс. чел., что составляет 0,9 % от численности населения России. В национальном составе доля русского населения - 96,5 %, на втором и третьем местах - украинцы (1,4%) и белорусы (0,6%). Татары, цыгане, молдаване, чуваши, азербайджанцы, грузины, вепсы составляют по 0,1 %, а другие национальности - 0,8 % всего населения области. В настоящее время в Вологодской области наблюдается естественная убыль населения (-7,5). Тем не менее ситуация с рождаемостью на ее территории не столь критична, как в ряде других регионов России. В Вологодской области, как и на севере страны в целом, дольше всего сохраняются остатки общинной системы, что в значительной мере формирует социально-психологические особенности менталитета. Традиции большой семьи соблюдаются прежде всего в деревнях и малых городах, которые составляют значительный процент населенных пунктов области. Таким образом, резкого сокращения рождаемости не наблюдается. Положительное сальдо миграционного движения значительно компенсирует естественную убыль населения.

Экономически активное население составляет 48 % всех жителей Во-логодчины. Область в достаточной степени обеспечена трудовыми ресурсами и обладает поэтому перспективой дальнейшего развития. Благоприятным обстоятельством является также тот факт, что в этой области самый низкий на Европейском Севере уровень безработицы, не превышающей 8 %.

Средняя плотность населения Вологодчины - 9,3 чел./км2. По районам существуют значительные различия в силу исторических предпосылок, неоднородности природных и экономических условий. Наиболее плотно (более 10 чел./км2) заселен юг центральной части и восток области - районы старого земледельческого освоения, а наименее плотно (менее 2 чел./км2) - запад области и бассейн средней Сухоны. В районах с высокой плотностью населения, прогрессивной экономической структурой и положительным сальдо миграционного прироста населения - преимущественно в Вологодском, Череповецком, Сокольском, Вели-коустюжском районах - показатель социальной мобильности значительно выше данного показателя по области. Поэтому именно эти районы являются наиболее перспективными с точки зрения развития туризма. А в других районах (прежде всего в сельской местности, где население стареет быстрее, и где характерны его инертность, а также отсутствие социальной мобильности) развитие туристской индустрии затруднено.

Городское население Вологодчины преобладает над сельским и составляет 67,5 %; в том числе население больших городов - 45,9 %, а средних и малых городов - 21,6 %. Городских поселений намного меньше, чем сельских. Север - единственный в России экономический район, который не имеет крупнейших городов. Большие города - Череповец, Вологда; средние - Сокол, Великий Устюг; остальные города - малые. Всего в области насчитывается 15 городов, в том числе четыре областного подчинения - Вологда, Великий Устюг, Сокол и Череповец; 14 поселков городского типа и 375 сельских поселений. Крупные поселки городского типа - Шексна, Кадуй, Вожега. Но наиболее типичны более мелкие поселки городского типа с численностью около 3 тыс. человек и даже менее.

Возникновение и развитие городов в области связаны с различными историческими эпохами и обусловлены различными факторами. Ряд древнейших городов появился вначале в качестве монастырских слобод (Череповец, Кириллов), другие же - как укрепленные торговые поселения (Великий Устюг), а впоследствии создавались вокруг пристаней, железнодорожных станций, промышленных центров (Вытегра, Сокол).

Новые города составляют 63 % всех городов области. Часть молодых городов возникла на месте старых поселений. По историко-культурному потенциалу новые города, безусловно, уступают старым. И те, и другие имеют свои особенности: положения, облика, градообразующих баз, масштабов, характера взаимоотношений с природным окружением. Молодые, новые, города, большая часть которых возникла в советский период, расположены в месте пересечения крупных транспортных магистралей; их облик определяется современной застройкой; они могут иметь небольшой исторический центр; градообразующей базой являются предприятия различных отраслей экономики. Так, в Череповце градообразующими стали предприятия металлургии, химической промышленности. Вокруг новых городов происходит преобразование природной среды. Развитие пригородного типа сельского хозяйства формирует антропогенную среду. В таких старых городах, как, например, Великий Устюг, за пределами города сохраняются типичная сельская местность, природные ландшафты.

Одно из главных различий между старыми и новыми городами состоит в разных способах формирования населения. «Свое» население старых городов - это уроженцы или самих этих городов или же его окрестностей. Поэтому в этих городах преобладают элементы традиционной местной культуры. Для новых городов характерно пришлое население - прибывшие из пригородов и других городов и лишенное местных корней.

В таких городах формируется общероссийская городская культура, хотя городской стиль жизни становится характерным и для жителей пригородов новых городов.

Довольно типичен для Вологодской области малый исторический город, центр своей округи, сохраняющий уникальные памятники историко-культурного наследия и природное окружение. Великий Устюг, раскинувшийся на левом берегу р. Сухона, с реки представляет прекрасную панораму храмовых ансамблей XVII -XVIII вв. и жилой архитектуры. На правом берегу реки в Дымковской слободе стоят, отражаясь в воде, построенные в XVIII в. церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. Ниже по течению на правом берегу возвышается ансамбль Троице-Гледенского монастыря. Для города характерна линейная планировка, главная улица проходит параллельно реке. В Великом Устюге есть районы современной застройки и в то же время очень хорошо сохранился значительный по размеру исторический центр города. Центральным городским ансамблем является Соборное дворище с главным храмом города - Успенским собором XVII-XVIII вв. с многочисленными шпилями и куполами. В историческом центре города деревянные памятники архитектуры не сохранились в отличие от многих исторических городов области. Это связано с сильными пожарами, спалившими в XVII в. деревянные постройки города. После пожаров в Великом Устюге, богатом торговом городе (именно поэтому получившему титул «Великий»), местные купцы-землепроходцы строили особняки из камня или кирпича, возводили каменные соборы - Прокопьевский, храм Иоанна Устюжен-ского, Богоявленская церковь, Спасо-Преображенский храм, Сретенско-Преображенская церковь, а также церковь Вознесения (наиболее древний здесь памятник каменного зодчества). Великий Устюг объявлен городом-заповедником.

Некоторые старые города утратили свой городской статус и в настоящее время являются сельскими поселениями, иногда, впрочем, выполняя некоторые городские функции, будучи (как, например, Кадуй) центрами административных районов. Типичными в области представленные большими и малыми деревнями являются сельские поселения. Для населения деревень характерен невысокий уровень социальной мобильности и ряд определенных стереотипов мышления; в них отсутствует транспортная мобильность и сохраняется традиционный местный уклад. Это особенно характерно для древнейших деревень, которые в различные эпохи, даже в периоды запустения, оказывались более устойчивыми поселениями, чем «новые» деревни. Древнейшие деревни (XII - первая половина XVII в.) составляют большинство в районах, расположенных вдоль рек Чагодоща, Молога, Шексна и по реке Сухоне, в бассейнах озер Белое, Кубенское. Удельный вес древнейших деревень вдоль этих «гидрографических осей» составляет: от 65 (в Кадуйском районе) до 79 % (в Кирилловском районе, расположенном на пересечении названных осей).

В древнейших деревнях сохраняются уникальные деревянные дома и постройки, наиболее интересные из которых переносят в историко-эт-нографические музеи, тем самым содействуя организации тематических, этнографическо-познавательных туров. Для типичного северного дома характерны общая крыша над жилыми и хозяйственными помещениями, наличие зимнего и летнего жилищ. К жилому дому примыкает хозяйственный двор, стоящий под одной крышей с домом и составляющий с ним единое целое. Поэтому здесь обычно строят большие, обширные дома. Для них характерны очень маленькие окна и двери, сохраняющие тепло в избе суровой северной зимой. Непременным атрибутом являются деревянные резные наличники, ставни и ворота. Балкон дома украшен сквозной пропильной резьбой, а столбики украшены стилизованными изображениями лошадиных голов. Причем этот декоративный элемент встречается и в интерьере дома. В Тарногском-Городецком, Кич~ менгско-Городецком и Никольском районах резной конек обычно венчает крышу любого деревенского дома. Такие типичные русские северные дома широко распространены по территории всей области. Это связано с этническим составом населения: русские составляют абсолютное большинство жителей Вологодчины.

Помимо русских коренным населением являются вепсы, язык которых относится к финно-угорской языковой группе. Типичное вепсское жилье - это двухэтажная изба с двускатной крышей, покрытой дранкой или соломой, на высоком подклете. На фасаде у южновепсской избы обычно два окна. Дом, двор и хозяйственные постройки (амбары, риги, гумна и мельницы, которыми совместно владеют несколько семей) обнесены изгородью. Помимо коренных народов - русских и вепсов - в области проживают украинцы, белорусы, татары, цыгане, молдаване, чуваши, азербайджанцы, грузины. В подавляющем большинстве своем население Вологодчины является этнически однородным с явной русской доминантой. В удаленных от центров районах, где преобладает традиционная культура, сохраняется самоидентификация населения, отождествляющего себя с такими локальными историко-культурными группами, как «сухонцы», «южане», «кокшары», «важане». Местная специфика диалектов русского языка на уровне локальных говоров уже, однако, исчезла: все они оформились в общее северное «окающее» наречие.

Русский народный костюм Вологодской области представляет собой его северный вариант. В женском костюме поверх рубахи туникооб-разного покроя с широкими рукавами надевается сарафан. Головной убор девушек - перевязки, расшитые шелком и жемчугом. Женский головной убор - волосник - сетка с околошем из вышитых тканей. Зимой женский костюм дополняет меховая шубка, покрытая шелковой или бумажной тканью. Женские сапожки шьются из цветной кожи: белой, желтой, голубой и др.; вышиваются жемчугом. В мужской костюм входит туникообразная рубашка с вышитым воротом и манжетами (возможно пестрым крашеным шелком и жемчугом). Мужская рубаха носится навыпуск поверх штанов и подпоясывается поясом с кистями на концах. Поверх рубахи - кафтан, рукава которого украшены «запястьями» - богато орнаментированными манжетами, а борт - петлицами, кружевом. Зимнее завершение костюма - меховая шуба. Сапоги украшаются тиснением; край голенища покрывается цветной материей. Народные костюмы являются важным элементом в выступлениях фольклорных ансамблей, народных театров области, таких как ансамбль народной песни и танца «Русский Север», Красавинский театр народного костюма «Красавушка».

Как уже было отмечено, коренными этническими группами помимо славян (новгородских и ростово-суздальских) являются финно-угорские этнические группы. Вепсы относятся к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских народов. В древности вепсское племя называлось «весь», некоторые ученые связывают это с древним обычаем вепсов украшать себя подвесками - «весями». Термин «вепсы» появился для обозначения представителей финно-угорских народов только после переписи населения 1926 г. Ассимиляция этих племен славянами продолжалась в течение столетий. Тем не менее вепсы остались на своей территории как самобытный народ, обладающий собственными обычаями, ремеслами, языком и культурой. Они не только сохранили свой язык, но и его диалекты. Вепсский язык относится, как уже упоминалось, к прибалтийской ветви финно-угорской языковой группы. Письменно их язык оформился в 30-х гг. XX вв., когда был подготовлен вепсский алфавит и учебники. Алфавит создавался на основе латинской графики, поскольку, по мнению его авторов, это наиболее соответствовало фонетике данного языка. Большая часть вепсской народной поэзии, а также национальные словари изданы на основе латинского алфавита.

В состав нынешней Вологодской области входит небольшая часть этнической территории вепсов - западное и южное побережья Онежского озера; более значительные ее части входят в состав Республики Карелия и Ленинградской области. Традиционная культура Бабаевского района характеризуется сохранностью и распространением элементов духовной и материальной этнической культуры вепсов в их современной культуре. На юге Вытегорского административного района, в районе Шимозера община вепсов создает этнические населенные пункты и возрождает свою культуру. Таким образом, высокая степень сохранности традиционной северной русской культуры, а также сохранение традиционных культур других народов, и прежде всего - вепсов, создают предпосылки для развития познавательного направления туризма, разработки специальных этнографических туров, в том числе полиэтнографических.

Двух коренных народов - русских и вепсов - объединяет общее вероисповедание. Вепсы, крещеные в XII в., исповедуют православие, как и русские. В настоящее время зарегистрировано 98 религиозных объединений под юрисдикцией Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и одно объединение - под юрисдикцией Российской Православной Автономной Церкви (Суздальской епархии). Всего же в области существует 135 религиозных объединений. Другие христианские конфессии представлены общиной Римско-католической церкви и исповедующими протестантизм общинами адвентистов, евангельских христиан-баптистов, методистов, пятидесятников; действует также религиозная организация мусульман-суннитов; проявляют активность община «Свидетелей Иеговы» и общество «Сознания Кришны». С начала 1990-х гг. в Вологодской области организационно укрепляется православная церковь. С 1993 г.

Управляющим Вологодской епархией является Максимилиан, Епископ Вологодский и Велико устюжский. В епархии насчитывается 99 приходов. Деятельность церкви развивается по нескольким направлениям: восстановление старых храмов и возведение новых, возрождение монашества, культурно-просветительская работа, социально-психологическая помощь.

В последние годы восстанавливаются храмы, возвращенные Вологодской епархии: отреставрированы, например, Архимандритский корпус Кирилло-Белозерского монастыря, церковь Мартиниана (Ферапонтова монастыря), памятники Спасо-Прилуцкого монастыря. С середины 1991г. реставрируется Спасо-Каменный монастырь - одна из древнейших обителей на Русском Севере, основанная около 1260г. и расположенная на небольшом острове Каменный среди вод Кубенского озера, в 45 км к северо-западу от Вологды: уже расчищены от завалов братско-настоятельный комплекс, трапезная палата и колокольня; на южной стороне острова возле Успенской церкви возведена часовня. Планируется восстановить разрушенный Преображенский храм. С 1995 г. на остров часто приезжает Максимилиан, Епископ Вологодский и Великоустюжский. За последние годы Спасо-Каменный монастырь посетили Сергий, Архиепископ Солнечногорский; Питирим, Епископ Сыктывкарский и Воркутинский; Марк, Епископ Хабаровский и Приамурский. Это стало началом духовного возрождения названной обители, которая в настоящее время передается церкви.

Реставрация ведется в области не только в крупнейших религиозных центрах и в больших городах, но и в сельской местности. Так, в деревне Погост Великоустюжского района отреставрирована часовня старца Максима и установлен памятный знак с иконой Параскевы Пятницы; в деревне Копылово отреставрирована старинная Егорьевская часовня.

В 1996-1999 гг. были построены новые каменные храмы: Рождества Христова - в Череповце и Ильи Пророка - в с. Абаканово Череповецкого района. Возведены также деревянные храмы: Вознесения Господня - в Соколе; Ильи Пророка - в п. Вожего; Архистратига Божия Михаила - в п. Вохтого Грязовецкого р-на; Богоявленский - в л. Кадуй; преподобного Вассиана Тиксненского - в п. Юбилейное Тотемского р-на; преподобного Сергия Шухтомского - в п. Судо Череповецкого р-на. В небольших поселениях, где не хватает средств на восстановление и строительство новых храмов, устанавливают поклонные кресты. В Великоустюжском районе в деревнях Горбачево, Кошово, Копылово, Мякинницино такие кресты установлены на местах разрушенных церквей. Параллельно с восстановлением храмов идет возрождение и активизация монашества и восстановление разрушенных монастырей. В настоящее время действующими монастырями являются мужские монастыри Спасо-Прилуцкий в Вологде и Кирилло-Белозерский в Кириллове, а также женский Горицкий монастырь в Кирилловском рне. Община при Успенском храме в Вологде восстанавливает женский монастырь. Вокруг храма образовалось сестричество - будущая монашеская община.

Основываются и новые монастыри. Создание женского монастыря намечено, например, в Великом Устюге, где в церковном доме при храме Прокопия Праведного открыто общежительство сестер.

Деятельность монашеских и церковных общин заключается в оказании социально-психологической помощи, а также организации культурно-просветительской деятельности. В Вологде с 1999 г. действует Епархиальный центр социальной помощи при храме св. Николая. В этом центре организована благотворительная трапеза, патронажная служба, летний отдых детей из воскресных школ. Многие приходы Вологодской епархии организуют в своих действующих монастырях летний отдых детей, в основном для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. В Кадникове в Ильинском храме богослужение ведется с сурдопереводом и организуются для слабослышащих паломничества к святым местам Вологодчины. С 1990 г. возобновлена деятельность Вологодского духовного училища. В епархии действуют 24 воскресные школы. С 1989 г. в области издается епархиальная газета «Благовестник» (в том числе в электронном виде). Газета сообщает последние новости церковной жизни области, рассказывает о вологодских святынях, об организации паломничества к святым местам.

Культурно-просветительская деятельность общин находит выражение и в проведении художественных выставок. Так, например, проводятся выставки фоторабот Максимилиана, Епископа Вологодского и Велико-устюжского, рассказывающие о святынях Вологодчины.

В городах и в сельской местности восстанавливаются традиции проведения православных праздников.


Казино онлайн игровые автоматы Вулкан симулятор казино Вулкан.

Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2017 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.