Туристическое
страноведение

Туристская характеристика Вологодской области

Рельеф | Воды | Климат | Природные зоны, растительность | Животный мир | История | Народонаселение | Народное творчество | Искусство | Экономика, инвестиционный климат | Туризм | Инфраструктура туризма | Администрация области, программы развития туризма

2. История

В V-XV вв. на территории нынешней Вологодской области происходила славянская колонизация из Новгородской и Ростово-Суздальской земель. До X в. места расселения прибалтийско-финского племени весь вокруг оз. Белое были северной окраинной территорией Киевской Руси. Поселение племен, относящихся к финно-угорской языковой группе, - Гледен возникло в IX-X вв. при слиянии рек Сухона и Юг. Первое в летописях упоминание о Белозерске (до 1777г. этот город назывался Белоозеро) - одном из древнейших городов Киевской Руси - относится к 862 г. IX в. - «варяжский» период истории земель близ Белоозе-ра, когда там, по сообщению летописи, княжил Синеус, брат легендарного Рюрика. В XI в. на Заволочье (с XIV в. - Двинская земля) началось наступление новгородцев, и к началу XII в. обширные его территории превратились во владения Новгорода. Но уже в первой половине того же века, в период возвышения Владимире-Суздальского княжества, началась также колонизация, идущая из Волго-Окского бассейна. В результате напряженной борьбы между могущественными соседями новгородцы захватили верхнее и среднее течение Сухоны, основав там города Вологда и Тотьма, а все нижнее течение стало владением Владимиро-Суздальского княжества.

Чтобы закрепить свои позиции на стыке крупнейших рек этого края - Сухоны, Юга и Северной Двины, оно основало новый город - Великий Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но на другом берегу реки. В 1238 г. Белоозеро стал центром независимого княжества (до этого он входил в состав Ростово-Суздальского), которое затем распалось на мелкие уделы и вотчины ростовских и ярославских князей в период создания Русского централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Московского великого княжества со столицей в г. Москва. Пересечение двух потоков славянской колонизации на территории области проявлялось на протяжении нескольких столетий в борьбе сильнейших политических и социально-экономических центров Русского централизованного государства за владение Вологодскими землями. Официально борьба за юридическое обладание территориями закончилась в 1478 г., когда побежденная Новгородская феодальная республика была присоединена в состав единого Российского государства. Однако и позже соперничество отражалось в социокультурной и социально-экономической сферах. Вологодские земли находились в зоне взаимоотношений центральных, северо-западных и северных районов Русского централизованного государства. Район Устюжны-Железопольской тяготел к «Замосковскому краю»; юго-восточное и южное Прионежье - к Обонежью, крайний юг и юго-восток области - к «Залесью»; Заволочье - к Поморью. В XVIII в. в связи со строительством и укреплением на северо-западе России нового центра - Санкт-Петербурга - разнополярность исторического развития, характерная для Древней Руси, проявилась с новой силой, что, в частности, отразилось и в разнонаправленном развитии территорий Вологодчины.

Тяготение районов Вологодчины к соседним регионам наблюдалось на протяжении всей ее истории и сохранилось до настоящего времени. Влияние различных центров, ассимиляция финно-угорских племен существенно воздействовали на политическую, экономическую и другие сферы жизни Вологодчины. Разнонаправленность развития территорий выразилась и в виде включения новгородского герба - в гербы древних городов Вытегра, Кириллов, Череповец, Устюжна-Железопольская; вологодского герба - в гербы Грязовца, Кадникова, Тотьмы; ярославского герба - в герб Мологи (этот город был затоплен после строительства Рыбинской ГЭС). Гербы городов, отразившие богатую историю края, свидетельствующие о древних ремеслах, другой хозяйственной деятельности местного населения, целесообразно использовать при продвижении, создании имиджа территории на туристском рынке.

Историческая борьба различных центров за вологодские земли отразилась также в культуре края, вобравшей в себя различные культурные традиции. Так, например, школа вологодской иконописи синтезировала традиции новгородских, ростовских, тверских, московских иконописцев.

Во втором тысячелетии одновременно с расселением славян распространялось православие. Вологодчина восприняла православную веру от Новгородской и Ростово-Суздальской земель. Православие на Вологодчине наследовало религиозно-мифологические элементы местных языческих культов той части населения, которая относится к финно-угорской языковой группе, а также элементы славянского язычества. 213 Монастырское учредительство сформировало ареалы общерусского значения: Вологодский (Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский, Спасо-Прилуцкий монастыри), Кириллово-Бело-зерский (Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри), Великоус-тюжский (Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский монастыри), включая и такие ареалы регионального значения и локальные центры, как Молого-Шекснинский, Тотемский, Верховажский. Данные ареалы во многом воздействуют на центры нынешней деятельности православной церкви и формируют систему центров паломничества. Православные монастыри сыграли особую роль в развитии Вологодчины. Их историко-культурное значение не ограничивалось распространением здесь православия. Деятельность монастырей включала порой и решение политических, экономических, административных, финансовых, военно-стратегических задач. Монастыри, удаленные от столицы страны, неоднократно становились местом заточения опальных бояр, князей, представителей царской семьи, а также местом содержания преступников, раскольников, сектантов. До XV в. монастыри были единственными центрами культуры, которые определяли развитие монументальной архитектуры и живописи, а также иконописи, создавали и хранили библиотеки. Монастыри - крупные художественные центры - были также центрами художественных ремесел; в монастырях существовали школы иконописи, деревянной скульптуры, художественного шитья. В наши дни наблюдается восстановление таких художественных традиций в монастырях, открытие собственных школ иконописи, которые туристы могут посетить. Значительные финансовые средства давали возможность монастырям заниматься благотворительностью и попечительством - традиции, которые также возрождаются в настоящее время.

Вологодские земли имели важное значение в политике Ивана Грозного. Он включил эти северные города в состав опричнины, а Вологда в его планах была «воротами» на пути к Белому морю, в Зауралье, Западную Сибирь, Европу. Своему историческому облику Вологда во многом обязана Ивану Грозному, собиравшемуся, по мнению многих историков, объявить город столицей опричнины. В 1565 г. был построен каменный Вологодский кремль. После Смутного времени неприступные стены и башни Спасо-Прилуцкого и Кирилло-Белозерского монастырей никогда больше не подвергались натиску врагов и обрели современный облик, известный многим туристам со всего мира.

В XVI-XVII вв. Вологде отводилось особое место в установлении торговых отношений с заграницей, она, в частности, привлекала внимание голландских, английских торговцев, являясь удобным перевалочным пунктом. Купцы Вологды, Тотьмы, Великого Устюга вели активную торговлю не только внутри страны, например с Сибирью, но и с Голландией, Германией, Китаем благодаря выгодному географическому положению Вологодской губернии на пересечении торговых путей. Ежегодные сезонные ярмарки, такие, например, как Ильинская ярмарка, стали традицией на территории губернии, где продавали лен, деготь, сливочное масло, рыбу, кожу, дичь, пушнину, зерно. Древние ремесла и торговля также нашли отражение в символике гербов различных городов Вологодчины. В 40-х гг. XVIII в. были отменены таможенные пошлины на ярмарках, что содействовало оживлению торговли на территории этой области. Таким образом, традиции купеческой торговли, организации и проведения ярмарок складывались на Вологодчине в течение столетий. В настоящее время в Вологодской области возобновляются ярмарочные традиции. Крупнейшие выставки-ярмарки вологодского льна, леса привлекают бизнесменов, инвесторов со всего мира и способствуют, таким образом, активному развитию делового туризма.

На рубеже XVII-XVIII вв. на земли Русского Севера особое внимание обратил Петр I. Царь-реформатор неоднократно останавливался в Вологде, в доме голландского купца Гутмана. Это каменное здание со сводчатыми потолками и двумя голландскими печами с изразцами XVII в. в XIX в. стало домом-музеем Петра I - памятником архитектуры XVII в. Уникальная экспозиция данного музея включает предметы одежды Петра I (кафтан, штаны-кюлоты); его посмертную маску; кубок А. Меншикова; многочисленные предметы, характеризующие петровскую эпоху. В царствование Екатерины II определилось и возросло административное значение Вологды в системе Российской империи. В этот период была созданы такие города, как Вытегра (1773г.), Кириллов (1776г.), Череповец (1777г.), Грязовец (1780г.), Кадников (1780г.), Никольск (1780г.). Именно малые города являются хранителями историко-культурного наследия. Отсутствие масштабной современной застройки и крупных предприятий индустрии позволяет им до настоящего времени сохранять исторический облик и дух прошедших эпох. Во многих городах области сохранились целые кварталы деревянных домов, украшенных резьбой по дереву. Некоторые малые города признаны историческими памятниками национального значения.

С открытием судоходных каналов, связавших между собой важные экономические центры страны, торговля переместилась из Вологды в Рыбинск. Значение Вологды как торгового центра несколько уменьшилось. Поворотным пунктом к новому подъему экономики послужили 60-е гг. XIX столетия. Постройка железных дорог, возникновение парового флота оказали значительное влияние на развитие Вологодчины. В 1862 г. на Сухоне появился первый пароход. В 1872 г. открылось железнодорожное сообщение Вологды с Ярославлем, в 1898 г. - с Архангельском, в 1905 г. - с Петербургом и Вяткой. Город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался кроме того в центре пересечения важных железнодорожных путей. В настоящее время Вологда также является крупным транспортным центром, что благоприятствует развитию туризма: туристские потоки связаны с железнодорожными, автомобильными, воздушными путями сообщения. Особое значение имеют водные пути сообщения (судоходные Волго-Балтийский водный путь и р. Сухона) в связи с организацией круизного туризма.

Боевые действия Великой Отечественной войны велись не на территории Вологодской области, а только в Прионежье, поэтому памятники культурно-исторического наследия Вологодчины не были разрушены и не получили повреждений. В военные годы Вологда оставалась важнейшим медицинским центром трех фронтов. Об этом периоде истории напоминают мемориальные доски на зданиях города, где в годы войны располагались госпитали. Мощная индустрия, построенная в Череповце после войны, помогла Вологодской области и в послеперестроечное время оставаться одной из наиболее благополучных территорий России. Значительный экономический потенциал области благоприятствует улучшению инвестиционного климата и расширению инфраструктуры, в том числе связанной с туризмом. Новые возможности по привлечению туристов открывает развитие промышленного туризма в Череповце. Таким образом, богатая история вологодского края, а также высокая степень сохранности исторических памятников и даже исторических городов создают предпосылки для создания не только познавательных туров общего профиля, но и тематических исторических туров.


работа для девушек в санкт-петербурге , https://loverating.ru/site/sajt-znakomstv-edarling/ loverating.ru.

Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2017 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.