Туристическое
страноведение

Народное творчество как компонент культуры

Народное творчество как компонент культуры: основные понятия
Методические основы исследования народного творчества

Народное творчество как компонент культуры: основные понятия

Народное творчество - процесс, акт, явление создания произведений, отражающих особенности мировоззрения и эстетических идеалов определенного народа (этноса).

Народное творчество отражает степень, меру органичной связи искусства с жизнью народа. Народное творчество имеет две стороны: утилитарную и эстетическую. Главное свойство народного (традиционного) творчества - коллективность.

В основе этого творчества лежит «хоровое» начало. Оно подразумевает общность мировоззрения (единый образ мира), мировосприятия (обрядов, обычаев, ритуалов) и художественного идеала. Все в народном творчестве - выбор материала, приемы обработки, содержание и форма - определяется существующей художественной традицией, художественным каноном. Все это, а также единство представлений об идеальной форме, орнаменте, колорите и технологии - составные части канона. Предметы, явления, создаваемые в рамках народной традиции, художественного канона, - реальное воплощение народных представлений о «прекрасном». Поскольку образ, или «модель», мира - итог, результат совокупного сознания общества, включающего фрагменты личных и групповых моделей, то творческие достижения одного человека, мастера становятся достоянием всех.

Носителями и хранителями положений художественного канона являются мастера-художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт путем обучения и воспитания молодежи. Из века в век народное творчество отбирает и шлифует накопленный опыт, сохраняя лучшее, создавая поистине совершенную технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это обретает характер традиции, освященной «заветами предков».

В традиционной, или народной, культуре нет понятий «свобода творчества», «творческая личность» и «самовыражение творческой личности» как координат развития. Традиционная культура помнит все, но только в актуализированной форме, т.е. произведение сохраняется не как памятник, а как оригинал в силу своего сакрального или прикладного статуса. Поэтому в народном творчестве так важна фигура - личность мастера-творца, способного создать оригинал. В этом принципиальная особенность работы мастера: подмастерья или ученики работают по шаблону, создавая только копии; мастер же каждый раз создает именно оригинальное произведение, варьируя образ, находя для него новые краски, но одновременно воссоздает в предмете (как море - в капле воды) картину мира, отражающую определенный общественный и бытовой уклад; в своей работе мастер всегда следует определенным правилам, так как только в этом случае он может создать произведение, соответствующее идеалу.

Каждое произведение народного творчества несет определенную символическую нагрузку (пример). Сохранение и передача этнически значимых символов возможна только в том случае, если форма, свойства материала, декор, назначение, технология и мифологическая символика произведения соответствуют друг другу. Принять на себя столь ответственное решение единолично мастер не может, не вправе, для этого и существует художественный канон. Более того, действие в рамках канона воспринимается мастером как принадлежность к определенной высокой духовности, служение идеалу. А поскольку истинный художник, как правило, осознает свои недостатки, несовершенство, постольку типичной для канонического творчества является анонимность. Это не только не ущемляет его творческих амбиций, но и, напротив, предметы, явления, создаваемые в рамках художественной традиции, художественного канона, представляются ему реальным воплощением идеала, приближением к совершенству. Народное творчество как доминирующий культурный комплекс существовало в Европе вплоть до эпохи Возрождения, когда развитие мануфактуры и рост городов разрушили это преобладание. В творчестве на первый план выдвинулась личность человека-творца и индивидуальность художника. Произошло иерархическое упорядочение опыта, разграничение понятий идея-опыт и рецепция (восприятие) опыта. Рождение художественной идеи - накопление, передача, восприятие опыта доступны лишь художнику-творцу, и это делает его автором-творцом. Таковы художники, скульпторы, архитекторы - авторы- творцы художественных стилей или направлений, например «титаны» Высокого Возрождения: Мике-ланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти. Восприятие идеи и воспроизведение опыта доступно любому образованному художнику. При этом если в произведении выражена индивидуальность, то это тоже авторство, но исполнительское.

В народном творчестве таких понятий нет, мастер воспринимает себя как часть коллективного опыта, а свою творческую деятельность как часть воплощения, воспроизведения коллективного этнического или традиционного «образа», идеала. Отсюда истоки разных «потоков»: искусства и народного творчества (включая художественные ремесла).

В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» и товары широкого потребления («ширпотреб»). Произведения «истинного искусства» - это оригинальные произведения мастеров, а не подражания или копии. Предметы широкого потребления - это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Учитывая, что в наше время большую роль в художественной культуре играет не только автор-творец, но и автор-исполнитель, ключевую позицию в художественной культуре занимает идея хранения и опыта, и памятника. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия ширпотреба и копии произведений искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Прежде чем перейти к рассмотрению основных видов народного творчества, следует вспомнить особенности (разночтения) в понятии «фольклор», приведенные в разделе «Традиции». Поэтому в данном разделе использовано понятие «устное народное творчество» (творчество слова), включая музыкальный и танцевальный аспекты. Основными видами народного творчества, повторим, являются устное народное творчество, праздники, игры и зрелища, традиционные религии, ремесла (в том числе зодчество), кухня и пр. Определяющий признак - бесписьменная передача, основанная на традиции, часть фольклора.

Каждый из видов народного творчества, в свою очередь, имеет внутреннюю (часто довольно сложную) структуру. Народная музыка включает песенное, инструментальное и танцевальное творчество. Народный театр включает канонические формы театра, опираясь на основы этнических традиций, и подразделяется на театр «живого» актера, театр теней и кукольный театр. Тематика устного народного творчества разнообразна по содержанию: религиозная, сказочно-мифологическая, обрядно-бытовая. Кроме устного народного творчества наиболее ярко она проявляется в народной живописи и скульптуре.

Народные {этнографические) праздники, например, подразделяются на группы: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные.

Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса. Народное творчество по мере развития этноса и перехода его в стадию нации уступает свое место искусству и массовой культуре, сохраняя свое влияние только в отдаленных сельских местностях, этнических резерватах или специально созданных центрах народного творчества.

Национальная культура представляет совершенно иное качественное образование, хотя она в своем развитии также в определенной мере опирается на традиции. Национальную культуру можно назвать народной в том смысле, что нация - тоже народ на определенной стадии его развития.

Выражения «национальное творчество», «традиционное национальное искусство» являются синонимами понятия «национальная культура», но имеют более тесную связь с народным творчеством (фольклором).

Наиболее существенной чертой народного творчества является его связь с этнической мифологией. Расширение межэтнических и межкультурных связей не разрушило миф об этнической (национальной) исключительности, значимости народного (национального) идеала. Наоборот, в ряде случаев национальная политика государства в сфере культуры опирается в значительной степени на такой национальный (этнический) идеал. Наиболее яркими, но противоречащими друг другу, примерами такого подхода являются Франция и Япония.

Искусство Японии большинством исследователей называется традиционным. Япония - высокоразвитое капиталистическое государство, японцы - высокоразвитая нация. В итоге получается, что в Японии - традиционное национальное искусство, т.е. то, чего не может быть. Жизнь, как всегда, опровергает, опрокидывает любые законы, установленные человеком. Попробуем разобраться в этом противоречии. Население Японии этнически абсолютно однородно, единственная малая народность - айны - практически ассимилировалась. Япония как государство и как этнос на протяжении длительного исторического периода развивалась в полной самоизоляции от других стран и народов. Этническим культурным идеалом там стала рыцарская культура самураев. Ее основа - народное творчество, художественный канон и традиция. Принципы культуры самураев были распространены на всю нацию. Это позволило японцам сохранить самобытность внутреннего мира, свой образ жизни, своеобразие духовной культуры, т.е сохранить своего рода культурную и духовную самоизоляцию и в начале XX в. после «самооткрытия» страны и вступления ее в мировое культурное пространство. Что же помогло японцам выстоять под прессом нововведений в области художественной культуры? Убежденность в национальной исключительности, основанная на традиционной японской мифологии (более подробно этот вопрос будет рассмотрен автором в его подготавливаемой к печати книге «Туристская характеристика стран Азии»), Франция как государство и как этнос, напротив, сформировалась из множества отдельных независимых феодальных государств, объединившихся вокруг Парижа и центральной власти - короля. Уровень развития экономики и культуры этих государств был примерно одинаков, каждое из них имело развитые культурные связи с соседями. После объединения регионы на протяжении длительного времени сохраняли свою этническую, культурную самобытность. В регионах существовали крупные центры художественной культуры, которые временами соперничали с Парижем. До сих пор многие французы не забывают, что они - или эльзасцы, или пи-кардийцы, или провансальцы и т. д. и гордятся этим. Поэтому культурное объединение страны, создание единой нации было невозможно на основе одного художественного канона, одной системы традиций. Напротив, лозунг Франции в сфере художественной культуры (в искусстве и народном творчестве), скорее, можно выразить словами: единство в многообразии. Поэтому во Франции существует национальная художественная культура (национальное, французское искусство и массовая культура) и подлинное равноправие всех форм народного творчества во всех регионах страны. Нет французского (т. е. национально-этнического) народного творчества, но есть народное творчество или Бретани, или Лотарингии, или Бургундии, или Аквитании и пр., причем любое из них уважаемо и занимает почетное место в художественной культуре страны. Наряду с сохранением народной, традиционной культуры важным и необходимым условием сохранения и дальнейшего творческого использования накопленного опыта является стилизация. На основе традиционной культуры, используя ее специфические элементы, детали, ритмы, пластику, орнаменты, современные архитекторы, дизайнеры, модельеры, композиторы, хореографы, кулинары создают новые национальные традиции, новые стилевые особенности каждой нации, соответствующие современному мировоззрению и духовному складу данной нации. Таким образом, традиционная (народная) культура становится частью сегодняшней культуры - национальной и мировой. Но изменение этнической традиции, народного творчества происходит не по воле отдельных, даже великих, людей или заинтересованных в этом социальных групп, слоев, классов, а под влиянием изменений в социальной, экономической, политической и духовной жизни людей, общества, прежде всего - от изменений в технике и технологии производства. Чем больше технико-технологических новинок и чем интенсивнее они внедряются в экономику, тем быстрее изменяются и этнические традиции. Интенсивность новинок напрямую зависит от уровня развития страны, степени ее вовлеченности в систему международных отношений в области материальной и духовной культуры. Примерами национальной культуры являются национальная кухня, национальные праздники, национальный костюм и многое другое. Национальный костюм включает элементы традиционного оформления. Но изготовление такого костюма осуществляется по проектам и технологии на современных производствах в массовых количествах из современных материалов фабричного производства. При этом с точки зрения национальной культуры совершенно не важно, понимает ли рядовой человек истинное значение традиционной символики костюма; несущественно, что он не может рассказать его историю, а гораздо важнее, что он его носит: костюм кажется человеку красивым, нарядным, отвечает его эстетическим представлениям и олицетворяет для него принадлежность к определенной этнической общности. Современные национальные праздники подразделяются на государственные, религиозные, общественные внутренние и международные (в том числе профессиональные, спортивные и пр.), тематические и др.

Национальная кухня - это стилизация блюд народной кухни, включая их оформление, осуществленная с учетом современной техники и технологии приготовления, но с сохранением состава продуктов. Трансформация традиционной культуры в национальную культуру есть одновременно процесс превращения народного творчества в массовую культуру.


8 кв.м. Но Крокус Домбай выстроила очень тесные номера.

Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2017 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.