Туристическое
страноведение

Территория и окружающая среда

Территория и окружающая среда: основные понятия
Страноведческие методы исследования территории и окружающей среды

Территория и окружающая среда: основные понятия

Территория государства (страны) - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав государства входят собственно участок суши, воды (внутренние и территориальные), находящееся над ними воздушное пространство.

В состав государства входят также все острова, расположенные в пределах территориальных вод, и все острова и архипелаги, расположенные вне территориальных вод, но юридически (в рамках международного права) находящиеся под суверенитетом этого государства.

Территориальными водами называется тот участок вод суши, или Мирового океана, в пределах которого государство обладает юрисдикцией в полном объеме. Большая часть приморских государств установила размеры территориальных вод от 3 до 12 морских миль; 22 страны, в том числе латиноамериканские, имеют 200-мильные зоны территориальных вод. Страны, имеющие выход к побережью внутренних морей и озер, согласовывают размеры территориальных вод с «соседями».

200-мильные прибрежные экономические зоны - это участки вод Мирового океана, в пределах которых государства имеют суверенные права на разработку естественных ресурсов, а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам ресурсов.

Территория - часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Количественным выражением территории является ее размер, а качественным - конфигурация. Под размером территории понимается величина ее площади, выраженная в квадратных километрах. По размерам территории различают несколько групп государств: крупнейшие, крупные, средние, малые и очень малые («карликовые») государства. Территория является важным элементом самосознания и самопознания. Для туристского страноведения важен социально-психологический аспект, связанный с размерами территории страны. У каждого народа свой «союз» с территорией. Многие народы, живущие в небольших странах, с трудом воспринимают переезды на большие расстояния, это следует учитывать в практике туризма. Но люди, даже живущие в крупных странах, при пересечении огромных пространств ощущают определенный психологический дискомфорт - огромность пространства «давит».

Конфигурация территории - это ее форма, имеющая внешние очертания и оказывающая влияние на общественно-экономические процессы, что привлекало внимание исследователей давно, но измерить это влияние трудно. Поэтому проводить такой анализ в учебном курсе в принципе невозможно. Можно только отметить общие черты конфигурации. Что касается влияния, то, возможно, имеет смысл остановиться на выводах американского ученого Д.А.Гриффита, который установил, что по мере увеличения вытянутости территории и увеличения расстояний ограничивается продолжительность поездок.

При описании конфигурации целесообразно использовать образные сравнения с геометрическими фигурами или другими общеупотребительными предметами. Например, территорию Франции сравнивают с шестиугольником, а территорию Вьетнама - с «карнизом» на побережье Южно-Китайского моря. Предпосылки развития туризма, как правило, неравномерно распределены по территории страны, есть районы более богатые и сравнительно бедные. Для подобной оценки более пригодно понятие «пространство». Понятие «территория» отличается от понятия «пространство». Понятие «пространство» используется в основном в общественных науках, главным образом как социально-экономическая категория. Структуры социально-экономического пространства - это системы отношений, характеризующие локализацию и пространственную расчлененность человеческой деятельности и ее результатов. Иначе говоря, социально-экономическое пространство -, социальное и экономическое наполнение территории. Туризм как вид деятельности относится к сфере экономики, т. е. функционирует в рамках социально-экономического пространства. Но страноведение как учебная дисциплина и данное учебное пособие занимаются вопросами туристского изучения страны, а не проблемами собственно туризма как отрасли хозяйства. Поэтому сведение понятия «пространство» только к социально-экономической категории совершенно неуместно.

Страноведческая характеристика включает рассмотрение всех (по возможности) предпосылок и условий развития туризма в стране, придавая равное значение всем компонентам, всем составляющим: населению, экономике, политике, природе, истории, культуре.

Для целей и задач туристского страноведения поэтому подходит только такое понятие, которое оптимально включает в себя названные компоненты, является поликомпонентным, комплексным по своему содержанию, широко используется во многих видах деятельности и, что особенно важно, имеет полифункциональное значение (потому что туризм - полифункционален по своей природе). Таким понятием является «окружающая среда». Обычно под этим термином понимается совокупность условий, окружающих человека, т. е. среда его обитания. Но возможно другое толкование этого термина: под окружающей средой в туризме понимается совокупность условий туристской деятельности. Именно в этом смысле рассматривается понятие окружающая среда в данном курсе страноведения. Известно, что три компонента окружающей среды (природа, население и хозяйство) взаимосвязаны между собой. Это достаточно хорошо изучено и изложено в работах по комплексному географическому страноведению. Поэтому останавливаться на этом вопросе и приводить соответствующие примеры представляется нецелесообразным. Но при этом упускается, на наш взгляд, еще два важных компонента - история и культура. Рассмотрим их по порядку и попытаемся выявить их связь с окружающей средой. Человек - созидатель культуры, но одновременно он является ее продуктом. Поэтому связку «природа - население - хозяйство» надо дополнить и представить так: «природа - население - хозяйство - культура = окружающая среда». Иногда в некоторых работах главной целью туризма объявляется рекреация, понимаемая как расширенное воспроизводство сил человека: физических, психических и интеллектуальных. При этом подчеркивается, что туризм относится к группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Создается своеобразный культ Природы, воскрешение культа Матери-Земли и Солнца: отсюда кемпинги и пляжи, головокружительная тяга к воздуху и воде.

Сейчас много говорится об экологии, при этом почему-то главным виновником всех бед и разрушений объявлен современный человек. Разве в прошлом отношение человека к природе было другим? Достаточно обратиться за примерами к сохранившимся традиционным аграрным культурам. Например, скотоводческая культура арабского населения Омана. Мерилом обеспеченности и богатства в этой культуре считается скот. Поскольку реальные доходы современных жителей Омана определяются нефтедобычей, то они велики. Деньги тратятся на приобретение скота, который уничтожает, съедает растительность страны. Изменение ситуации возможно только в случае коренной ломки сложившейся системы ценностей, что означает крах традиционной культуры. Таких примеров множество как в прошлом, так и в настоящем. Людям хочется верить в существовавший некогда Золотой век, и они с упорством, заслуживающим лучшего применения, творят мифы. Отношение людей к природе всегда было одинаковым - потребительским и, как правило, неразумным, некультурным. Просто меньше было людей и механизмов меньше, т.е. меньше было сил и возможностей пользоваться природой, истребляя и разрушая ее. Только культурный человек (речь идет о воспитании, а не об образовании), осознающий ценность, уникальность и невосполнимость другой (иногда чуждой) культуры, может и будет сохранять ценности природные. Собственно говоря, рекреация есть культура оздоровления и восстановления сил. История также является важной составной частью окружающей среды.

Большая часть антропогенных городских, сельских и сельскохозяйственных ландшафтов - продукт исторического прошлого. Собственно культурно-исторические ландшафты: архитектурные комплексы, центры старых городов, загородные и городские парки, замки и крепости, города-музеи - все это огромное богатство, созданное сотнями и тысячами поколений наших общих предков, все, чем так гордится человечество. Это - тоже окружающая среда, дарованная нам в наследство, которым современный человек не всегда разумно пользуется. Опять-таки, для того чтобы должным образом понять, оценить и рационально использовать исторические ценности, нужно быть образованным и культурным человеком. Итак, вывод очевиден:

Окружающая среда = культура - история - народонаселение - хозяйство - природа

Последовательность компонентов понятия «окружающая среда» может варьироваться, но главное - эти компоненты должны рассматриваться все вместе как обязательные составные части понятия «окружающая среда как комплекс, совокупность условий развития туризма».

Туризм как интернациональное массовое явление способен сыграть важную роль в распространении рационального, бережного, культурного отношения к любым компонентам окружающей среды. Эта среда может быть разделена на шесть функциональных зон, или типов, пространств:

1) урбанизированная;
2) промышленная;
3) руральная (сельскохозяйственная);
4) традиционно-этнографическая;
5) рекреационная;
6) заповедная.

Каждая зона характеризуется рядом специфических особенностей и соответствующих форм и направлений развития туризма. Заповедная зона включает два типа территорий: природно-заповедную и историко-культурную заповедную. К природно-заповедной относятся только те части заповедников и национальных парков, назначение которых - поддержание естественного состояния и восполнение утраченных звеньев природы. Главное направление развития туризма здесь - информационное использование условий, познавательный (природно-экологический) и деловой туризм. Понятие «историко-культурная заповедная зона» неоднородно. Сюда относятся исторические центры городов, города-заповедники, ландшафтные, историко-культурные и этнографические музейные комплексы. Главным направлением развития туризма здесь также является информационное использование. В пределах всей заповедной зоны строительство учреждений сферы размещения должно быть ограничено. Учреждения туризма надо по возможности размещать вне данной территории.

Рекреационная зона включает природные и антропогенные территории с наличием сети туристских учреждений различного профиля. В зависимости от функциональной ориентации рекреационное хозяйство делится на суботрасли, или направления, развития туризма (природно-рекреационное, спортивное, развлекательное, лечебно- оздоровительное, экскурсионно-познавательное и пр.). Рекреационные зоны обладают большим потенциалом развития туризма и, как правило, здесь он реализуется наиболее полно. Традиционно-этнографическая зона - это существующие поселения, сохранившие особенности традиционной культуры, форм хозяйствования, архаичные уклады, присущие определенному этносу в данной местности. Предпосылки развития туризма достаточно велики, но возможности их использования зависят от степени «открытости» данного этноса. Основное направление развития - познавательный и, частично, развлекательный туризм. В пределах зоны возможно ограниченное создание специализированных предприятий и учреждений туризма. Руралъная зона - это территории с сетью предприятий сельскохозяйственного назначения, сельских поселений и специальных туристских учреждений. Сельскохозяйственные ландшафты (поля, сады, огороды) перемежаются только природными объектами (реки, озера, леса). Все это дополняется сельскими постройками, вписанными в ландшафт, пригородными усадьбами, замками и парками. Условия развития туризма разнообразны, основные направления: оздоровительный, развлекательный, агротуризм и др. Велики возможности создания специализированных туристских учреждений и комплексов.

Промышленная зона - это территории с преобладанием сети объектов промышленного назначения, хотя здесь могут быть городские и сельские постройки и природные объекты. Для туризма возможности этой зоны сравнительно невелики, причина - экологические проблемы, но возможно использование отдельных объектов в деловом туризме и как экскурсионных - в познавательном. Урбанизированная зона, включая субурбанизированную (пригородную), обладает большим потенциалом развития туризма. Именно в городских поселениях располагается наибольшая часть памятников истории и культуры, объектов социокультурного, развлекательного назначения и туристской инфраструктуры. Туризм предъявляет особые требования к состоянию окружающей среды. Это объясняется главной целью туристской деятельности, которая может быть достигнута при соблюдении определенных условий: сохранение природы; регулирование антропогенных воздействий на окружающую среду; создание экологически эффективных технологий; экологизация всех сфер деятельности; формирование нового экологического мировоззрения людей. Экологическая безопасность является одним из главных факторов, определяющих степень удовлетворенности путешествием, отдыхом, поездкой, однако уровень ответственного отношения к окружающей среде, экологического сознания, потребности и соблюдение экологической гармонии различны в разных странах. Это следует учитывать и отмечать в страноведческой характеристике. Требования к уровню экологической безопасности определяются компонентом окружающей среды и типом функциональной зоны. Самый низкий уровень требований к качеству среды в промышленной зоне, несколько выше уровень - в урбанизированной и сельскохозяйственной. Самые высокие, жесткие требования к экологии предъявляются к рекреационной и традиционно-этнографической зонам.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков дерева, стекла, камней, кости, перламутра и других материалов; пестрая смесь. В туристском страноведении «материалами», из которых составляется мозаичная картина территории страны, являются компоненты (природа, население и пр.). «Куски» и «кусочки» - составные части, элементы и явления (рельеф, растительность, традиции, ремесла и пр.) разных компонентов. Но окружающей средой, пространством мозаика становится тогда, когда выявлены, установлены и охарактеризованы взаимосвязи компонентов, когда из пестрой смеси созданы композиция, комплекс, «образ» страны. Чем разнообразнее окружающая среда страны, тем пленительнее ее образ, тем более привлекательна она для туризма.


http://www.arendanasosov.ru/ вариско насосы: мотопомпы и насосы.

Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2018 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.