Туристическое
страноведение

Территория и окружающая среда

Территория и окружающая среда: основные понятия
Страноведческие методы исследования территории и окружающей среды

Территория и окружающая среда: основные понятия

Территория государства (страны) - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав государства входят собственно участок суши, воды (внутренние и территориальные), находящееся над ними воздушное пространство.

В состав государства входят также все острова, расположенные в пределах территориальных вод, и все острова и архипелаги, расположенные вне территориальных вод, но юридически (в рамках международного права) находящиеся под суверенитетом этого государства.

Территориальными водами называется тот участок вод суши, или Мирового океана, в пределах которого государство обладает юрисдикцией в полном объеме. Большая часть приморских государств установила размеры территориальных вод от 3 до 12 морских миль; 22 страны, в том числе латиноамериканские, имеют 200-мильные зоны территориальных вод. Страны, имеющие выход к побережью внутренних морей и озер, согласовывают размеры территориальных вод с «соседями».

200-мильные прибрежные экономические зоны - это участки вод Мирового океана, в пределах которых государства имеют суверенные права на разработку естественных ресурсов, а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам ресурсов.

Территория - часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Количественным выражением территории является ее размер, а качественным - конфигурация. Под размером территории понимается величина ее площади, выраженная в квадратных километрах. По размерам территории различают несколько групп государств: крупнейшие, крупные, средние, малые и очень малые («карликовые») государства. Территория является важным элементом самосознания и самопознания. Для туристского страноведения важен социально-психологический аспект, связанный с размерами территории страны. У каждого народа свой «союз» с территорией. Многие народы, живущие в небольших странах, с трудом воспринимают переезды на большие расстояния, это следует учитывать в практике туризма. Но люди, даже живущие в крупных странах, при пересечении огромных пространств ощущают определенный психологический дискомфорт - огромность пространства «давит».

Конфигурация территории - это ее форма, имеющая внешние очертания и оказывающая влияние на общественно-экономические процессы, что привлекало внимание исследователей давно, но измерить это влияние трудно. Поэтому проводить такой анализ в учебном курсе в принципе невозможно. Можно только отметить общие черты конфигурации. Что касается влияния, то, возможно, имеет смысл остановиться на выводах американского ученого Д.А.Гриффита, который установил, что по мере увеличения вытянутости территории и увеличения расстояний ограничивается продолжительность поездок.

При описании конфигурации целесообразно использовать образные сравнения с геометрическими фигурами или другими общеупотребительными предметами. Например, территорию Франции сравнивают с шестиугольником, а территорию Вьетнама - с «карнизом» на побережье Южно-Китайского моря. Предпосылки развития туризма, как правило, неравномерно распределены по территории страны, есть районы более богатые и сравнительно бедные. Для подобной оценки более пригодно понятие «пространство». Понятие «территория» отличается от понятия «пространство». Понятие «пространство» используется в основном в общественных науках, главным образом как социально-экономическая категория. Структуры социально-экономического пространства - это системы отношений, характеризующие локализацию и пространственную расчлененность человеческой деятельности и ее результатов. Иначе говоря, социально-экономическое пространство -, социальное и экономическое наполнение территории. Туризм как вид деятельности относится к сфере экономики, т. е. функционирует в рамках социально-экономического пространства. Но страноведение как учебная дисциплина и данное учебное пособие занимаются вопросами туристского изучения страны, а не проблемами собственно туризма как отрасли хозяйства. Поэтому сведение понятия «пространство» только к социально-экономической категории совершенно неуместно.

Страноведческая характеристика включает рассмотрение всех (по возможности) предпосылок и условий развития туризма в стране, придавая равное значение всем компонентам, всем составляющим: населению, экономике, политике, природе, истории, культуре.

Для целей и задач туристского страноведения поэтому подходит только такое понятие, которое оптимально включает в себя названные компоненты, является поликомпонентным, комплексным по своему содержанию, широко используется во многих видах деятельности и, что особенно важно, имеет полифункциональное значение (потому что туризм - полифункционален по своей природе). Таким понятием является «окружающая среда». Обычно под этим термином понимается совокупность условий, окружающих человека, т. е. среда его обитания. Но возможно другое толкование этого термина: под окружающей средой в туризме понимается совокупность условий туристской деятельности. Именно в этом смысле рассматривается понятие окружающая среда в данном курсе страноведения. Известно, что три компонента окружающей среды (природа, население и хозяйство) взаимосвязаны между собой. Это достаточно хорошо изучено и изложено в работах по комплексному географическому страноведению. Поэтому останавливаться на этом вопросе и приводить соответствующие примеры представляется нецелесообразным. Но при этом упускается, на наш взгляд, еще два важных компонента - история и культура. Рассмотрим их по порядку и попытаемся выявить их связь с окружающей средой. Человек - созидатель культуры, но одновременно он является ее продуктом. Поэтому связку «природа - население - хозяйство» надо дополнить и представить так: «природа - население - хозяйство - культура = окружающая среда». Иногда в некоторых работах главной целью туризма объявляется рекреация, понимаемая как расширенное воспроизводство сил человека: физических, психических и интеллектуальных. При этом подчеркивается, что туризм относится к группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Создается своеобразный культ Природы, воскрешение культа Матери-Земли и Солнца: отсюда кемпинги и пляжи, головокружительная тяга к воздуху и воде.

Сейчас много говорится об экологии, при этом почему-то главным виновником всех бед и разрушений объявлен современный человек. Разве в прошлом отношение человека к природе было другим? Достаточно обратиться за примерами к сохранившимся традиционным аграрным культурам. Например, скотоводческая культура арабского населения Омана. Мерилом обеспеченности и богатства в этой культуре считается скот. Поскольку реальные доходы современных жителей Омана определяются нефтедобычей, то они велики. Деньги тратятся на приобретение скота, который уничтожает, съедает растительность страны. Изменение ситуации возможно только в случае коренной ломки сложившейся системы ценностей, что означает крах традиционной культуры. Таких примеров множество как в прошлом, так и в настоящем. Людям хочется верить в существовавший некогда Золотой век, и они с упорством, заслуживающим лучшего применения, творят мифы. Отношение людей к природе всегда было одинаковым - потребительским и, как правило, неразумным, некультурным. Просто меньше было людей и механизмов меньше, т.е. меньше было сил и возможностей пользоваться природой, истребляя и разрушая ее. Только культурный человек (речь идет о воспитании, а не об образовании), осознающий ценность, уникальность и невосполнимость другой (иногда чуждой) культуры, может и будет сохранять ценности природные. Собственно говоря, рекреация есть культура оздоровления и восстановления сил. История также является важной составной частью окружающей среды.

Большая часть антропогенных городских, сельских и сельскохозяйственных ландшафтов - продукт исторического прошлого. Собственно культурно-исторические ландшафты: архитектурные комплексы, центры старых городов, загородные и городские парки, замки и крепости, города-музеи - все это огромное богатство, созданное сотнями и тысячами поколений наших общих предков, все, чем так гордится человечество. Это - тоже окружающая среда, дарованная нам в наследство, которым современный человек не всегда разумно пользуется. Опять-таки, для того чтобы должным образом понять, оценить и рационально использовать исторические ценности, нужно быть образованным и культурным человеком. Итак, вывод очевиден:

Окружающая среда = культура - история - народонаселение - хозяйство - природа

Последовательность компонентов понятия «окружающая среда» может варьироваться, но главное - эти компоненты должны рассматриваться все вместе как обязательные составные части понятия «окружающая среда как комплекс, совокупность условий развития туризма».

Туризм как интернациональное массовое явление способен сыграть важную роль в распространении рационального, бережного, культурного отношения к любым компонентам окружающей среды. Эта среда может быть разделена на шесть функциональных зон, или типов, пространств:

1) урбанизированная;
2) промышленная;
3) руральная (сельскохозяйственная);
4) традиционно-этнографическая;
5) рекреационная;
6) заповедная.

Каждая зона характеризуется рядом специфических особенностей и соответствующих форм и направлений развития туризма. Заповедная зона включает два типа территорий: природно-заповедную и историко-культурную заповедную. К природно-заповедной относятся только те части заповедников и национальных парков, назначение которых - поддержание естественного состояния и восполнение утраченных звеньев природы. Главное направление развития туризма здесь - информационное использование условий, познавательный (природно-экологический) и деловой туризм. Понятие «историко-культурная заповедная зона» неоднородно. Сюда относятся исторические центры городов, города-заповедники, ландшафтные, историко-культурные и этнографические музейные комплексы. Главным направлением развития туризма здесь также является информационное использование. В пределах всей заповедной зоны строительство учреждений сферы размещения должно быть ограничено. Учреждения туризма надо по возможности размещать вне данной территории.

Рекреационная зона включает природные и антропогенные территории с наличием сети туристских учреждений различного профиля. В зависимости от функциональной ориентации рекреационное хозяйство делится на суботрасли, или направления, развития туризма (природно-рекреационное, спортивное, развлекательное, лечебно- оздоровительное, экскурсионно-познавательное и пр.). Рекреационные зоны обладают большим потенциалом развития туризма и, как правило, здесь он реализуется наиболее полно. Традиционно-этнографическая зона - это существующие поселения, сохранившие особенности традиционной культуры, форм хозяйствования, архаичные уклады, присущие определенному этносу в данной местности. Предпосылки развития туризма достаточно велики, но возможности их использования зависят от степени «открытости» данного этноса. Основное направление развития - познавательный и, частично, развлекательный туризм. В пределах зоны возможно ограниченное создание специализированных предприятий и учреждений туризма. Руралъная зона - это территории с сетью предприятий сельскохозяйственного назначения, сельских поселений и специальных туристских учреждений. Сельскохозяйственные ландшафты (поля, сады, огороды) перемежаются только природными объектами (реки, озера, леса). Все это дополняется сельскими постройками, вписанными в ландшафт, пригородными усадьбами, замками и парками. Условия развития туризма разнообразны, основные направления: оздоровительный, развлекательный, агротуризм и др. Велики возможности создания специализированных туристских учреждений и комплексов.

Промышленная зона - это территории с преобладанием сети объектов промышленного назначения, хотя здесь могут быть городские и сельские постройки и природные объекты. Для туризма возможности этой зоны сравнительно невелики, причина - экологические проблемы, но возможно использование отдельных объектов в деловом туризме и как экскурсионных - в познавательном. Урбанизированная зона, включая субурбанизированную (пригородную), обладает большим потенциалом развития туризма. Именно в городских поселениях располагается наибольшая часть памятников истории и культуры, объектов социокультурного, развлекательного назначения и туристской инфраструктуры. Туризм предъявляет особые требования к состоянию окружающей среды. Это объясняется главной целью туристской деятельности, которая может быть достигнута при соблюдении определенных условий: сохранение природы; регулирование антропогенных воздействий на окружающую среду; создание экологически эффективных технологий; экологизация всех сфер деятельности; формирование нового экологического мировоззрения людей. Экологическая безопасность является одним из главных факторов, определяющих степень удовлетворенности путешествием, отдыхом, поездкой, однако уровень ответственного отношения к окружающей среде, экологического сознания, потребности и соблюдение экологической гармонии различны в разных странах. Это следует учитывать и отмечать в страноведческой характеристике. Требования к уровню экологической безопасности определяются компонентом окружающей среды и типом функциональной зоны. Самый низкий уровень требований к качеству среды в промышленной зоне, несколько выше уровень - в урбанизированной и сельскохозяйственной. Самые высокие, жесткие требования к экологии предъявляются к рекреационной и традиционно-этнографической зонам.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков дерева, стекла, камней, кости, перламутра и других материалов; пестрая смесь. В туристском страноведении «материалами», из которых составляется мозаичная картина территории страны, являются компоненты (природа, население и пр.). «Куски» и «кусочки» - составные части, элементы и явления (рельеф, растительность, традиции, ремесла и пр.) разных компонентов. Но окружающей средой, пространством мозаика становится тогда, когда выявлены, установлены и охарактеризованы взаимосвязи компонентов, когда из пестрой смеси созданы композиция, комплекс, «образ» страны. Чем разнообразнее окружающая среда страны, тем пленительнее ее образ, тем более привлекательна она для туризма.



Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2017 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.