Туристическое
страноведение

Страноведение

Религия в сфере туризма: основные понятия
Методические основы страноведческого изучения религии

Религия в сфере туризма: основные понятия

Слово «религия» у разных народов переводится и объясняется по-разному. Считается, что оно происходит от латинского глагола «relegere» - «опять связывать, снова соединять, воссоединять». Сначала вера, затем религия возникают на определенных этапах развития человека. Появление религии, вероятно, связано с тем, что некоторые люди в любой стране стремились постичь неведомую силу, лежащую в основе существующего мира, и установить связь с ней. Таких людей у разных народов называли по-разному: пророки, прорицатели, шаманы, волхвы, жрецы, оракулы, маги и т.д. Послания из неведомого, сверхъестественного мира или личные прозрения и духовный опыт этих людей составляют основу большинства вероучений. Духовная сила и деяния этих людей привлекали учеников и последователей, которые составляли писания. Рассказы об этих людях и совершенных ими поступках превращались в предания и легенды. В честь этих людей и прославляемых ими богов или духов-покровителей строились святилища и храмы. При культовых сооружениях возникали группы профессиональных служителей. Они создавали систему правил и положений, регламентирующих жизнь и поведение верующих, систему вероучения, в том числе канон, символ веры и культ. Так возникала религия - организованное поклонение высшим силам (С.Н. Трубецкой, русский богослов).

Религия - это:

1) особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; это поклонение (будь оно чувственным или духовным) предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или высших сил, которые он чтит, а также веру и вероучение;
2) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

Вероучение - это совокупность представлений о происхождении и природе Вселенной в результате творческого акта высшего Существа или высших сил. Основу вероучения могут составлять:

- набор сведений, представлений об окружающем мире и сверхчеловеческих (божественных, духовных) силах, управляющих этим миром;
- логос - духовное первоначало, божественный разум; система знаний, основанных на эмпирических представлениях и понятиях, выведенных путем логических рассуждений;
- теология и теософия - наука о Божестве и вере и богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение (в состоянии экстаза) с божеством.

Первый уровень - это верования и культы, основанные на мифах, легендах, преданиях, так называемая естественная религия. Она типична для народов на уровне племени. Второй уровень - религия разума, отрицающая сверхъестественное откровение. Она характерна для ряда национальных религий, соответствующих традиционному типу мышления и культуры народов на стадии народности. Третий уровень - религия откровения, или позитивная, признает сверхъестественное откровение и строит свое учение в виде твердо установленных положений (догматов). Она типична для мировых и некоторых национальных религий, соответствует стадии нации.

Для третьего уровня в отличие от первого и второго наиболее характерной чертой является широкое распространение индивидуальных религиозных практик, связанное с актуализацией понятия «личности» на этом уровне.

Вера - признание чего-либо истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах; совокупность убеждений, религиозное настроение и возможность воздействовать на высшее Существо или высшие силы путем молитв, жертвоприношений и других форм культа. Вера как совокупность убеждений мощно воздействует на все стороны жизни и творчества человека. Наиболее полно это выражается в языке, произведениях искусства и народного творчества.

Культ - формы общественного или личного поклонения, почитания высшего Существа или высших сил, формы богослужений или религиозных практик.

Церковь - многоплановое понятие, означающее:

- организованное общество людей, соединенных единством вероучения и управления;
- собрание верующих для молитвы или других видов религиозного культа;

Храм:

- внутренние помещения культового сооружения, используемые для религиозного культа, в оформлении интерьера которых ярко и образно отражены основные положения и элементы вероучения;
- культовое сооружение соборного характера;
- символический образ, имеющий закодированный религиозный смысл (например, в католичестве и православии - это ковчег, устремленный к небесам).

Религии различаются между собой особенностями вероучений, церковной (конфессиональной) организации, внешней стороной культов, спецификой атрибутики во внешнем и внутреннем оформлении храмов и пр. Внешние проявления культа - первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь иногда еще до рождения, и продолжаются определенное время после смерти человека. В некоторых религиях такое посмертное сопровождение длительно и ритуалы призваны сопровождать душу умершего человека вплоть до его нового воплощения (реинкарнация). Религиозный культ может представлять коллективное или индивидуальное богослужение, медитацию или молитву. Формы отправления культа также разнообразны: литургия, месса, ритуальные шествия, танцы, песнопения, спектакли, трапезы.

Желание соединить свою обычную жизнь и священное подвигает людей совершать паломничества к святым местам или беседы со святыми людьми (наставниками, учителями, гуру). Иногда это особые обряды, таинства и церемонии, на которые допускается только узкий круг непосредственных участников церемонии. Во время таких особых обрядов совершаются мистерии, шаманские камлания, уединенные аскетические практики (у йогов) и жертвоприношения. Большинство ритуалов и церемоний проходят как грандиозные празднества. Их проведение предусматривает красочное оформление храмов и особую праздничную одежду священнослужителей, что оказывает глубокое воздействие на любого человека. Главными факторами, привлекающими внимание, являются: во-первых, зрелищность ритуалов и обрядов религиозного культа, во-вторых, возможность личного участия в наиболее таинственной стороне культов (мистических и других религиозных практиках). Большая зрелищность культа (близкая к современному понятию «шоу») характерна для католицизма, индуизма, буддизма, у других религий она значительно меньше. Большая группа ритуалов и обрядов во всех религиях связана с различными датами: определенные дни календаря посвящены каким-либо богам, святым или особо значимым религиозным событиям, в такие дни совершаются особо торжественные церемонии.

Особый интерес представляют ритуальные игры, которые в наши дни утратили свое сакральное значение, но по-прежнему занимают в нашей жизни значительное место. К таким некогда «священным» играм относятся, например, олимпийские игры и коррида. Некоторые из основных положений содержатся во всех религиях, определяя духовную, культурную сущность понятия. Сходство этих положений приводит ученых к мысли о том, что существуют основные мировые этические принципы и положения, выраженные в религиозной форме.

Все религии, но каждая по-своему, ставят и решают главный вопрос - о смысле жизни. Другим важным положением является утверждение, что человек - любимое творение Бога, созданное им по своему образу и подобию, и одухотворен искрой божества или духа, которая не может быть разрушена. Конечное предназначение человека связывается с идеей спасения или бессмертия. В мире известно несколько десятков тысяч религиозных традиций и верований. Пестрота и разнообразие существующих религиозных традиций в сочетании с особенностями вероучения и церковной организации представляют собой естественные границы, разделяющие мир религий на группы: политеистические и монотеистические. Политеизм («многобожие») предполагает поклонение нескольким богам. Политеизм присущ традиционным, а также современным религиям, например, индуизму, синтоизму, даосизму и др.

Монотеизм («единобожие») - это поклонение одному Богу. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама. Но это деление весьма условно.

Известны другие группировки религий: по региональному признаку - западные и восточные, связанные с различиями в менталитете, культуре, мировосприятии и мировоззрении представителей Востока и Запада. Традиционно считается, что восточный человек более созерцателен, а западный более импульсивен и деятелен. Но реалии конца XX - начала XXI в. опровергают это утверждение. Религии Востока находят в странах Запада множество приверженцев. Не так значительно, но проявляется и противоположная тенденция: религии Запада также находят на Востоке своих адептов. Все религии подразделяются на современные, традиционные и древние. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т. е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих все религиозные догматы и традиции данной конфессии.

К древним религиям относятся те, «боги которых умерли», т.е. в настоящее время у этих религий нет приверженцев, нет людей, желающих соблюдать данные догматы и традиции. Термин «традиционные религии» (аналогично традиционным формам хозяйствования и традиционным укладам) используется для обозначения архаических (как правило, племенных) религий и верований. В настоящее время насчитывается несколько десятков таких религий. Все они являются важной составной частью культуры в данной стране и мире в целом и, безусловно, представляют огромный интерес для туризма. По этнической принадлежности религии подразделяются на мировые и национальные. Мировыми, или универсальными, религиями принято называть те, которые исповедуют многие народы, иногда живущие на разных континентах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Национальными, или этническими, религиями называются религии, исповедуемые каким-то одним народом. Особое место в этой классификации занимают нетрадиционные религии. Этот термин появился в середине XX в., когда были «открыты» «новые» самостоятельные религии и верования вне известных конфессий. Тогда же стали подразделять религии на современные, традиционные и нетрадиционные, т.е. вне традиций известных религий.

К нетрадиционным религиям относятся: церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Единения, общество «Сознания Кришны», «Карлос Кастанеда - путь воина» и др.



Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2017 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.