Туристическое
страноведение

Характеристика религий

Буддизм | Христианство | Ислам | Индуизм | Иудаизм | Конфуцианство | Даосизм | Синтоизм | Традиционные религии

Православие

Основные догматы: Троица, Патриарх - глава автокефальной церкви. Духовенство делится на белое (светское, обычно состоящее в браке) и черное (монашество, безбрачие). Патриарху подчиняются митрополиты, архиепископы, епископы, архиереи, протоиереи, настоятели, дьяконы.

Источники вероучения. Библия («Священное писание») и «Священное предание» или религиозная традиция (постановления вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви, древняя богослужебная практика). Православные христиане считают, что для спасения души нужна помощь духовенства.

Церковный год включает важнейшие события земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери, а также дни памяти многих святых Культовые сооружения. Несколько основных типов сооружений: храмы (соборы, церкви), колокольни, часовни и монастыри. Особое место в жизни православных верующих занимает храм. Только в нем должно храниться то, что являет собой тайну: чудотворная икона, святые мощи.

Облик православных церковных сооружений неоднократно менялся, особенно это заметно в храмовом строительстве. До начала XVIII в. господствовало храмовое зодчество. Общий канон - крестово-купольная система - изменялась от места к месту. Храмы Великого Новгорода - суровые, словно древние воины; храмы г. Владимира имеют изящные пропорции, украшены каменной резьбой, а храмы Москвы напоминают стилистику итальянского барокко. Число глав у храмов также различно, есть даже храмы с 33-мя главами по числу земных лет Иисуса Христа. Особый интерес туристов вызывают шатровые храмы, которые строились сравнительно недолго, около 100 лет, и шатры остались только как элемент оформления колокольни. Один из самых интересных памятников этой формы - церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва). Начиная с XVIII в., архитектура храмов также очень разнообразна благодаря разнообразию используемых художественных стилей. Некоторые храмы построены в стиле барокко (русского или итальянского), классицизма, псевдорусского стиля, но преобладает эклектика.

Внутреннее пространство православного храма состоит из трех пространственных зон: алтарь, наос и притвор. Алтарь всегда обращен на восток, в центре алтаря - престол, возле которого совершаются главные священнодействия. Престолов может быть несколько, в разных приделах, но храм называется по главному престолу, который освящается в память какого-либо события или святого. Вторая часть храма предназначена для верующих, которые во время богослужения стоят. Третья часть храма - притвор (паперть, предхрамие); там согласно традиции должны находиться оглашенные (некрещеные) и кающиеся грешники.

Крестово-купольная форма православного храма как канон храмового зодчества базируется на принципах базилики (один из главных типов христианского храма). Купол символизирует собою небесный свод. Базилика, символ библейского ковчега, в плане представляет собой крест, расположенный горизонтально. Постепенно крест горизонтальный подтягивался к куполу и венчающему храм кресту - символу Церкви Небесной. Вертикаль в православном храме стала доминирующей, символизируя корабль-ковчег, устремленный к небесам, в Царство Божие.

Этот своеобразный принцип «русской готики», возможно, объясняет причины того, почему готический стиль не прижился в русской архитектуре, и некоторые особенности русского религиозного менталитета. Архитектура настоящего готического храма не полностью соответствует обыденному сознанию верующего русского, как бы требуя от него духовной работы над самим собой для «путешествия» на небеса. Иное дело - русский православный храм-корабль: в нем даже неподготовленный человек чувствует себя как дома, находясь уже в пути к Богу. Не изменяя обыденности сознания, в последний момент человек может взойти на ковчег и спастись. Внешняя атрибутика культа. Огромное внимание православие уделяет внутреннему оформлению церквей. Для их украшения применяется роспись стен и купола, скульптуры и рельефы (например, царских врат), реже мозаики и витражи, но, главное, иконы. Церковная роспись украшает прежде всего купол храма. На главном куполе - изображение Христа Вседержителя (Небесного Царя и Судии). На четырех парусах (сферических треугольниках) - фигуры четырех евангелистов, пишущих четыре Евангелия - основу Нового Завета. Купол храма поддерживают вертикальные столбы, на которых изображают христианских святых и мучеников - истинных «столпов мира». В верхней части алтаря - образ Богоматери Оранты (Заступницы), часто выполненный мозаикой.

Икона и иконопись. Иконопись - это передача умозрительного изображения, символа, знака. Икона - подобие знакового текста, «окно» в невидимый мир - предназначена для внутреннего созерцания.

Иконопись - это ремесло, но одновременно и служение Богу и Церкви. От мастеров оно требует соответствующего образа жизни, поэтому работа над иконой возможна только в стенах монастыря или другого религиозного учреждения типа духовной академии или семинарии.

Икона пишется только в рамках канона. Иконописный канон - это совокупность правил и приемов, символов и знаков, принятых в православной иконописной практике. В каноне собраны все основные иконографические сюжеты с пояснениями. Канон содержит те критерии, которые позволяют иконописцу остаться в рамках иконного жанра, отличающегося от религиозной живописи подходом к изображению, которое ближе к тексту, чем к живописи. Культовое значение православной иконы, ее духовность определяются тем, насколько она близка к Первообразу, насколько соответствует духовной высоте, о которой должна свидетельствовать. Русский философ и священник Сергий Булгаков писал, что, впервые увидев «Сикстинскую Мадонну», которая произвела на него сильное впечатление, он понял, чего в ней недостает (хотя она изображает Богоматерь): молиться перед ней нельзя.

Икона связана с духовной жизнью всей православной страны и с жизнью каждого православного человека. Иконы помещают в «красном углу» дома или над крыльцом, на воротах, на специальных столбах у перекрестков дорог и даже вдоль трактов.

Самыми распространенными образами икон являются изображения лика Иисуса Христа, образа Богородицы, часто с младенцем Иисусом на руках, Троицы, местных святых, а также житийные иконы, показывающие наиболее значительные события из жизни разных святых.

Главные иконы храма располагаются, как правило, в алтарной части и собраны в иконостас, который представляет собой перегородку, отделяющую пространство церкви от алтаря. Иконостас состоит из нескольких рядов и отдельных икон. В ряде стран иконы располагаются рядами (чинами), образуя сплошную стену. Такой иконостас называется чиновным. Число чинов в нем может быть различно, в России оно обычно равно четырем (праотеческий, пророческий, праздничный и деисусный ряды). Деисусный чин - главный ряд иконостаса, иконы в нем самые большие по размеру. Под ним, в центре находятся царские врата - главный вход в алтарь. Непосредственно над царскими вратами находится икона Тайная Вечеря. По сторонам от царских врат расположены две иконы: слева - Спасителя, справа - Богородицы с Младенцем. Здесь же находится и местная икона (того праздника или святого, которому посвящен храм). Иногда почитаемых местных икон несколько, тогда они образуют местный чин. Царские врата часто украшены резьбой, иногда скульптурными образами.

Православное богослужение проводится на родном языке прихожан (редко - на старославянском) и, как правило, без инструментального сопровождения, а только с хоровым пением. Существует несколько видов (и форм) церковного пения. Основу церковного пения так же, как в иконописи, составляют народная традиция и церковный канон. Например, церковное пение в русской православной церкви развивалось в непрерывном взаимодействии с народной певческой традицией, в результате появилось уникальное явление церковной музыки - знаменный распев. Будучи, подобно иконе, произведением народных мастеров-ремесленников, знаменный распев имеет с точки зрения профессионального музыкального искусства ряд существенных недостатков, которые восполняются духовным достоинством, соответствующим образу и символу Русской православной церкви.

Единственным музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Колокола не только созывают верующих на молитву, но используются для исполнения своеобразных музыкальных произведений, одним из которых является благовест. Ритуалы и искусства. Главный объект культового поклонения - Бог-отец и Бог-дух святой. Иисус Христос не воспринимается большинством верующих людей как молодой 30-летний мужчина, но как батюшка-заступник. Возможно, отсюда в русской православной культуре и менталитете столь велико значение «старчества» и «упования на царя-батюшку или барина», более старшего по социальному статусу. Главными священнодействиями в православии являются также семь таинств, аналогичных католическим. Другие обрядовые церковные действия - молитвы и богослужения, посвящены знаменательным событиям, почитанию местных святых и великих деятелей Церкви. Богослужения, совершаемые в Православной церкви очень разнообразны: некоторые относятся ко всему собранию верующих, другие - преимущественно к одному или нескольким его членам. Одни обряды совершаются ежедневно и в определенное время, другие - по просьбе нуждающихся.

В Православной церкви богослужение расписано детально, охватывая всю жизнь христианина, задавая ей определенный ритм. Но праздничных красочных церемоний и ритуалов, с четкой структурой и сценографией, рассчитанных на соучастие масс народа в действии, в Православии очень мало, в отличие от католичества. Возможно, это связано с определенными религиозными установками верующих православных: в храм ходят молиться или присутствовать на службе, ход которой от них не зависит. Кроме того, молитва и спасение воспринимается ими как индивидуальный акт, не зависящий от коллективных усилий.

Прочитать больше: о католичестве, о протестантстве.



Главная
Методические основы изучения географического положения страны
Свойства географического положения стран
Природа как условие развития туризма
Рельеф
Климат
Воды Мирового океана и суши
Природные зоны, растительность и животный мир
Составление характеристики народонаселения страны
Народы, расы, конфессии
Методы туристского анализа истории страны
Потребности туристов в исторической информации
Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме
Язык как компонент культуры
Религия в сфере туризма
Искусство как компонент культуры
Традиции
Народное творчество как компонент культуры
Массовая культура
Политические условия развития туризма
Экономика и инфраструктуа страны
Территория и окружающая среда
Дополнительные материалы
Источники информации
Полезные сайты
Обратная связь



© 2009-2017 Туристическое страноведение. Копирование информации запрещено.